Архитектура



Архитектура Лазурного берега формировалась под влиянием двух одинаково важных факторов – климата и истории. Жаркий и солнечный климат вынуждал местных жителей строить дома, в которых можно было бы сохранить прохладу даже в знойном августе. Строительным материалом служили испокон веков камни, которых вокруг было в изобилии. С древнейших времен здесь возводили каменные хижины под названием «бори» - плоские камни без всякого раствора укладывали друг на друга в форме круга или квадрата. Постепенно сужающиеся стены образовывали своды. Такие сооружения стали прообразом типичного прованского дома – маса, небольшой одноэтажной постройки с маленькими окнами и черепичной двухскатной кровлей. В масах часто устраивали низкие чердаки, служившие для изоляции между комнатой и раскалившейся на солнцепеке крышей. Всегда открытые двери занавешивались шторами, защищавшими от мух и прочих насекомых.



Более зажиточные жители строили солидные дома, так называемые бастиды на высоком фундаменте, украшенные богатым декором. Их фасады покрывались штукатуркой, сохранявшей дом и от жары и от плюща, проникающего между камней. К входу в дом вела двухмаршевая или круговая лестница, а по бокам от входной двери размещались кариатиды, поддерживавшие балкон второго этажа с его парадными комнатами и высокими потолками. Важнейшая часть любого прованского жилища – это терраса, на которой можно укрыться от жары и мистраля. Перед домом часто разбивали палисадник, а за домом, вдали от посторонних глаз – сад с небольшим фонтаном – источником питьевой воды и прохлады.



Фонтаны, становившие местом сбора жителей, в обязательном порядке размещались и на площадях городков и деревень, как правило, под кронами деревьев. Еще одной особенностью общественной архитектуры Прованса являются колокольни или кампанилы с так называемой «клеткой для ветров». Конструкция из металлических прутьев устанавливается наверху колокольни, чтобы резкие порывы мистраля не сорвали кровлю.

Второй фактор, определивший архитектурный облик Лазурного берега – богатая событиями история. В городах Ривьеры сохранилось довольно много построек времен римской империи, наиболее значительными из которых являются арены во Фрежюсе и квартале Симье в Ницце, а также так называемый Альпийский трофей над деревушкой Ля-Тюрби, установленный в честь побед императора Августа над галлами.

Со времен противостояния между Италией и Францией во времена позднего Средневековья города и городки Ривьеры условно можно разделить на две категории – французские крепости и итальянские порты. Первые – как правило укрепленные «гнезда»-замки из серого камня с узкими улочками, притаившиеся на вершинах гор. Их прямое назначение – надежно противостоять набегам сарацин, морских пиратов и прочих завоевателей и грабителей. К этой группе можно отнести Канны, Грасс, Эз, Ванс, Биот, Валорис, Мужен….

Биот (Biot). Старый город.



Итальянские по духу городки безбоязненно размещаются прямо у моря (что не отменяет наличие в них обязательной крепости) и радуют глаз солнечно-персиковой цветовой гаммой своих домов. И дело не только и не столько в легкомысленности итальянского национального характера, сколько в том, что Италии и итальянцам эти земли доставались в более спокойные времена, нежели французам. Так и возникли на побережье Ницца, Вильфранш-сюр-Мер, Ментона, Сен-Тропе. Каждый волен выбирать, что ему ближе по духу, но волшебным очарованием наполнены города и «первой» и «второй» категории.

Ментон.



Совершенно уникальным для Франции явлением стало наличие на Лазурном берегу большого количества построек в стиле барокко. Это архитектурное направление не получило развития во времена Луи XIV, который оставался приверженцем классицизма. И только в Ницце, Ментоне и их окрестностях в силу близости этих городов к Италии, любившей пышность барокко, и сегодня сохранилось множество дворцов и церквей в этом стиле.

В XIX веке Ривьера заполняется множеством роскошных вилл и гранд-отелей в стиле Второй империи, который в России традиционно называли эклектикой. Многие из них сейчас признаны памятниками истории и нынешние владельцы зачастую ничего не могут поменять не только в их внешнем облике, но и в отделке интерьеров.

Отель Карлтон.



А в ХХ веке Лазурный берег пополняется уже шедеврами стиля модерн и конструктивистскими зданиями, в частности сооружениями великого архитектора Ле Корбюзье, который долгие годы жил в Кап Мартене и похоронен на местном кладбище.
Яндекс.Метрика